Капитальный ремонт многоквартирных домов в Тверской области, формирование региональной системы капитального ремонта. Интервью с начальником главного управления Государственной жилищной инспекции Тверской области Татьяной Атаевой. Тверская жизнь, Тверь, 1

24.06.2013

Капитальный ремонт многоквартирных домов в Тверской области, формирование региональной системы капитального ремонта. Интервью с начальником главного управления Государственной жилищной инспекции Тверской области Татьяной Атаевой. Тверская жизнь, Тверь, 1

Главным критерием станет показатель финансовой обеспеченности

В последние годы государство в лице Фонда содействия реформированию ЖКХ активно помогало гражданам в проведении капитального ремонта и переселении из аварийного жилья. Этот фонд будет существовать еще три года, но уже в скором времени грядут перемены. В конце прошлого года в федеральное законодательство были внесены существенные изменения, которые коснулись порядка проведения капремонта многоквартирных домов. Теперь все будет иначе. А как? И какие права и полномочия предоставляются самим собственникам жилья? Об этом мы беседуем с начальником главного управления Государственной жилищной инспекции Тверской области Татьяной АТАЕВОЙ.

- Татьяна Сергеевна, чего ожидать от нововведений? Что в них существенного?

- С введением поправок полностью изменена система накопления собственниками многоквартирных домов средств на капитальный ремонт общего имущества домовладельцев. Теперь данная услуга будет считаться не жилищно-коммунальной, а пойдет по отдельным платежным документам как взнос на капремонт.

- А есть ли оценка состояния этого имущества? Полагаю, что одинаковой картины не найти даже в соседних домах на одной и той же улице.

- Это действительно так. Те программные продукты по капитальному ремонту, которые проходили в документах с 2007 по 2012 годы, были весьма сырыми и не отражали реально технического состояния жилищного фонда. А статистика такова. Сейчас на территории региона в управлении и на обслуживании УК, ТСЖ и ЖСК находится 44602 многоквартирных дома общей площадью 36,5 миллиона квадратных метров. Это весьма значительный жилищный массив. Но систематической работы по его капитальному ремонту в необходимых объемах последние 20 лет не проводилось. Естественно, минимальные сроки эффективной эксплуатации инженерных сетей и конструктивных элементов на большинстве жилых домов давно выработаны.

Треть многоквартирного жилья, а это 14874 здания, находится на границе 30-процентного физического износа. Большая часть жилого фонда - около 26 тысяч домов - износилась на 31 - 65 процентов. Еще 2233 многоквартирных дома "дожили" до 66 - 70 процентов износа. В следующей градации находится 1155 домов-старожилов - их разрушения перешагнули 70-процентный рубеж. Но и эти цифры требуют корректировки. Ведь инвентаризация жилищного фонда с составлением ведомостей физического износа в большинстве муниципальных образований проведена 30 - 40 лет назад. И потому количество домов, требующих капитального обновления, может значительно превышать названные показатели.

Программы как по капремонту, так и по переселению из аварийного жилья не в силах охватить наши потребности. С момента создания фонда в области капитально отремонтировано всего 1 153 дома - 2,6 процента от необходимого. Актуальна и другая проблема. Далеко не во всех случаях работы носили комплексный характер. Фактически ремонтировались отдельные конструктивные элементы и участки инженерных систем, а это не приводило к полному восстановлению эксплуатационных характеристик зданий. Например, по Твери на большинстве из 53 многоквартирных домов, включенных в программу по капремонту 2012 - 2013 годов, работы еще продолжаются.

- С таким багажом управляться нелегко. С какой же стороны лучше подходить к реализации новых положений о восстановлении жилых многоквартирных зданий?

- Госжилинспекция Тверской области считает целесообразным прежде всего сформировать систему мониторинга путем обследования жилищного фонда в муниципальных образованиях. Это даст возможность конкретно определить техническое состояние многоквартирных домов на сегодняшний день и, как следствие, создать технико-экономические паспорта на каждый из них. В этих паспортах найдут отражение показатели по всем конструктивным элементам и инженерным коммуникациям, будет зафиксирован их реальный физический износ, даты проведения последних капитальных ремонтов и данные весенне-осенних осмотров, показатели по энергоэффективности зданий. В общей сложности должно отразиться более 300 параметров текущего состояния. От каждого такого заключения, выданного специалистами по результатам целостного и грамотного обследования, будет зависеть судьба дома.

- А судьба кошелька граждан? Потянут ли возросшие финансовые нагрузки жильцы, собственники помещений в многоквартирных домах при повальной изношенности зданий?

- Согласно требованиям федерального законодательства изменено процентное соотношение участия в реализации проекта капремонта граждан и государства. Если раньше граждане платили 5 процентов, то теперь - 15 процентов от предполагаемой стоимости ремонта. Эта стоимость для Тверской губернии ориентировочно предусмотрена в размере 5,6 рубля с одного квадратного метра. Срок ремонтных работ для многоквартирных домов, опять же ориентировочно, рассчитан на 30 лет, хотя, замечу, мы предлагали этот срок свести к 25 годам.

Ощутимые нагрузки падают на региональный бюджет. С учетом требований ФЗ и исходя из потребностей проведения ремонта финансовые обязательства губернии составят ориентировочно ежегодно 4,6 миллиарда рублей. Это очень большая сумма. Даже с учетом частичного софинансирования и при наличии собранных средств собственников помещений ее не по силам потянуть сразу. Поэтому предстоит решить немало проблем.

- Каким образом будет выстроена система накопления средств на капремонт? Кто и как будет их собирать?

- Для создания гарантированного источника финансирования расходов закон предусматривает введение обязательного ежемесячного взноса на капремонт для собственников. Порядок установления его размера и порядок определения его минимума и максимума находятся в компетенции Правительства Российской Федерации.

К полномочиям субъектов РФ отнесено установление минимального размера взноса. При этом собственникам предоставлено право принять решение о превышении минимума.

Деньги, поступающие от граждан прямым взносом по отдельным платежным документам на капремонт, будут аккумулироваться на открытом для каждого дома лицевом счете у регионального оператора - в Фонде капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов области. Два раза в год эти накопления будут подвергаться строгой ревизорской проверке. По нашим предложениям сделана ремарка о том, чтобы предусмотреть региональному оператору соответствующий страховой бюджет. Он необходим для того, чтобы денежные средства, собранные с граждан, не подпадали под инфляционные процессы, чтобы тысячи не превратились в копейки.

Сейчас как раз идет процесс разработки порядка деятельности регионального оператора, который создается как некоммерческая организация и учредителем которого является министерство имущественных отношений Тверской области. Формируются попечительский и наблюдательный советы, совет общественности.

- Что предстоит сделать на первом этапе?

- До первого июля управляющие и обслуживающие компании в обязательном порядке должны успеть своевременно провести собрание собственников жилья. Согласно положениям федерального закона, на общем собрании принимаются решения об использовании фонда капитального ремонта, о выборе способа его формирования и лица, уполномоченного открывать специальный счет и совершать операции с денежными средствами, находящимися на таком счете. Предоставляется возможность выбрать один из следующих способов формирования этого фонда: перечислять взносы либо на спецсчет, либо на счет регионального оператора. Решение явится правомочным, если в общем собрании будет участвовать не менее двух третей собственников помещений. Причем голосование проходит только по квадратным метрам, а не по числу жильцов.

В случае если собственники не определились со способом накопления средств на капремонт или выбранный ими способ не был реализован в установленный срок, орган местного самоуправления принимает решение в отношении такого дома об аккумулировании средств на его ремонт на счете регионального оператора.

- В каком порядке будет складываться график проведения ремонтных работ?

- Совсем в ином, нежели было раньше. Предстоит принять закон, определяющий критерии установления очередности. Правила игры выстраивает региональный оператор. Он будет формировать базу на основании освидетельствования домов и соответствующего заключения о необходимости проведения тех или иных восстановительных работ. Мы в свою очередь, как надзорный орган, будем этот процесс контролировать.

Те дома, где нормативный срок эксплуатации исчерпан и на протяжении 20 предыдущих лет никто не озаботился вернуть их к комфортному состоянию, будут включены в перечень на капремонт в обязательном порядке. Те же здания, которые уже ремонтировались в рамках ранее действующей программы, должны быть перенесены в конец очереди.

Что составит исключение?

Под действия регионального оператора не подпадают дома ТСЖ и ЖСК. Они могут использовать деньги, отпущенные на капремонт ранее в рамках 185-го закона, а также имеют право открыть накопительный спецсчет, но только в тех банках, которые аккредитованы фондом.

Региональный оператор в свою очередь будет иметь кроме накопительной части еще в пределах 20 процентов свой страховой запас для проведения непредвиденных работ аварийного характера. И на основании смет за них отчитываться.

Нужно отметить, что впервые законом позволено ремонтировать не только внутридомовое оборудование, но и наружные инженерные сети.

Но, для того чтобы их ремонт был произведен качественно, прежде необходимо провести кадастрирование земельных участков, которые должны войти в реестр общего имущества многоквартирного дома. До сего времени эти работы, мягко скажем, находятся в ненадлежащем состоянии.

Вот та хронология вступления в новую эру капремонта, которую нам предстоит пережить в самое ближайшее время. Очень многое будет зависеть от самих собственников жилья, от общественности, от ее умения и желания донести новые изменения до граждан, дать им возможность разобраться в них и понять.




← Назад к списку новостей

html counterсчетчик посетителей сайта